Ныне существующая каменная Свято-Знаменская церковь была построена вместо одноименной деревянной церкви по "храмозданной грамоте" епископа Владимиро-Суздальской епархии Ксенофонта Троепольского от 23 июля 1801 года по прошению священника с. Красное Стефана Стефанова и помещика, коллежского асессора и командора Порфирия Николаевича Бутурлина.
Строительство церкви велось "церковным строителем" Петром Бородулиным на средства П.Н.Бутурлина и прихожан и было закончено в 1804 году.
Освящена церковь была 14 июня 1810 года по прошению священника с. Красное Стефана Стефанова и церковного строителя Петра Бородулина.
"Во исполнение храмозданной Грамматы вместо деревянной построено в означенном селе вновь каменная во имя Знамения пресвятой Богородицы церковь ко освящению приуготовленная и всеми принадлежащими вещьми снабжена, которую показанного села приходские люди желают освятить с тем, чтоб из означенной деревянной Знаменской церкви святый антиминс перенесть в новопостроенную в то же имянование каменную церковь, а из придела той деревянной церкви Иоанна Предтечи антиминс, перенесть в помянутую деревянную Знаменскую церковь, оный же придел упразднить поставить без всякого действия.
Того ради ваше преосвященство милостиваго архипастыря и отца покорнейше просим о освящении вышеописанной новоустроенной каменной Знамения пресвятой Богородицы церкви, с исполнением прописанных предложений учинить архипастырское благоразсмотрение и резолюцию.
К сему прошению священник Стефан Стефанов руку приложил
к сему прошению строитель церковный православный Петр Бородулин руку приложил"
Из этого следует, что после возведения каменной Знаменской церкви старая деревянная Знаменская церковь была сохранена, но ее главный престол стал в честь Иоанна Предтечи. О дальнейшей судьбе этой деревянной церкви документов не найдено.
Небезынтересно отметить, что П.Н.Бутурлин, по ходатайству и на пожертвования которого была построена ныне существующая каменная Свято-Знаменская церковь, принадлежит к древнейшему роду Бутурлиных, берущих начало "от мужа чесно по имени Ратша", потомок которого служил Александру Невскому. Один из потомков Ратши, Иван Андреевич, имел прозвище "Бутурля" от которого и пошли Бутурлины. Из рода Ратши ведут свое начало Чеботовы, Пушкины, Замыцкие, Застолбские и др. (см. "Родословная книга князей и дворян Российских и выезжих...", которая известна под именем "Бархатной книги". тр. II, М., изд. Новикова, 1787 г.; С.Б.Веселовский, Указ. соч. с. 39-45)
К 1897 году Свято-Знаменская
церковь имела три престола: главный - в честь Знамения
Пресвятой Богородицы, в трапезе теплой - во имя Св. Николая
Чудотворца и во имя Св. муч. Параскевы Пятницы.
"Утварью, ризницей,
св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св.
икон особенно чтима прихожанами икона Св. мученицы Параскевы; по преданию
эта икона явилась при сельце Богатищах на речке Телушке; на месте ея явления
и в настоящее время находится деревянная часовня.
Причта в приходе по
штату положено - священник и псаломщик. На содержание их получается из
разных источников до 500 рублей в год. Дома у членов причта собственные
на церковной земле".
Возможно, что этот храм - один из немногих (если не единственный) в
котором есть придел Параскевы Пятницы.
Этот придел появился в Свято-Знаменском храме после чудесного явления чудотворной
иконы Параскевы Пятницы. Часовня, построенная на месте чудесного явления
иконы,в настоящее время восстановлена трудами настоятеля храма отца Андрея
и прихожан.
В 1897 г. Красновский приход состоял из с. Красное и деревень: Лужков, Ломов, Богатищ, Лукина и Иванькова, "в коих по клировым ведомостям числится 530 душ муж. пола и 639 - женского".
С 1873 г., когда была построена церковь Николая Чудотворца в д. Крутцы, до 1885 года к Знаменской церкви с. Красное был приписан и Крутцовский приход.
23 сентября 1884 года в с. Красное была открыта церковно-приходская школа.
Сохранилось традиционное церковное убранство: иконостасы, паникадила, светильники и пр.
В интерьерах церкви сохранилась настенная живопись с сюжетами Ветхого и Нового Заветов. Живопись, как тематическая так и орнаментальная, выполнена на высоком художественном уровне в середине XIX века мастерами знаменитой иконописной Палехской школы. Реставрация живописи проводилась: в 1862 году, в 1905-1906 годах, в 1973 году и 1987-1988 годах.
В 1905-1906 годах храм был реставрирован мастерами-иконописцами иконописной мастерской Ивана Ивановича Парилова в “итальянской” манере палехского фряжского стиля. При подготовке композиций фресок использовались библейские сюжеты гравюр Юлиуса Шнорра и французских художников-графиков. Таким образом, по сегодняшним меркам, Свято-Знаменский храм является уникальным памятником не только русской, но и европейской культуры.
Источники:
В.Добронравов. "Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской Епархии. Выпуск пятый, г. Владимир 1898 год.
ГАВО, ф.556, оп.3, ед.хр. 172, лл. 1,2.
"Памятники культуры". Ежегодник. 1983 г. Л., 1985 г.