Село Красное, до учреждения в 1796 году губерний, входило в состав старинного Суздальского уезда. По писцовым книгам 1628-30 гг. близ деревни Красное, принадлежавшей в то время В.И.Ратову, находился "погост Николая Чудотворца на р. Люлехе, па погосте церковь Николая Чудотворца, в церкви деисусов 7 образов на празелени, на престоле образ Пречистой Богородицы Одигитрии на золоте, двери царские, сень и столбцы на празелени, местный образ Николая Чудотворца да образ Всех Святых".
После 1796 года село Красное вошло в Вязниковский уезд Владимирской губернии.
Православное население уезда делилось на 57 приходов. В церковно-административном отношении приходы делились на три Благочиннических округа. Красновский приход относился к третьему Благочинническому округу.
На начало XIX века в с. Красное существовала деревянная Знаменская церковь с приделом Иоанна Предтечи. Можно предположить, что упоминаемая в писцовых книгах за 1628-30 гг. церковь Николая Чудотворца являлась либо предшественницей деревянной Знаменской церкви, либо это одна и та же церковь.

Ныне существующая каменная Свято-Знаменская церковь была построена вместо одноименной деревянной церкви по "храмозданной грамоте" епископа Владимиро-Суздальской епархии Ксенофонта Троепольского от 23 июля 1801 года по прошению священника с. Красное Стефана Стефанова и помещика, коллежского асессора и командора Порфирия Николаевича Бутурлина. Указ Его Императорского Величества

Строительство церкви велось "церковным строителем" Петром Бородулиным на средства П.Н.Бутурлина и прихожан и было закончено в 1804 году.

Освящена церковь была 14 июня 1810 года по прошению священника с. Красное Стефана Стефанова и церковного строителя Петра Бородулина.

"Во исполнение храмозданной Грамматы вместо деревянной построено в означенном селе вновь каменная во имя Знамения пресвятой Богородицы церковь ко освящению приуготовленная и всеми принадлежащими вещьми снабжена, которую показанного села приходские люди желают освятить с тем, чтоб из означенной деревянной Знаменской церкви святый антиминс перенесть в новопостроенную в то же имянование каменную церковь, а из придела той деревянной церкви Иоанна Предтечи антиминс, перенесть в помянутую деревянную Знаменскую церковь, оный же придел упразднить поставить без всякого действия.

Того ради ваше преосвященство милостиваго архипастыря и отца покорнейше просим о освящении вышеописанной новоустроенной каменной Знамения пресвятой Богородицы церкви, с исполнением прописанных предложений учинить архипастырское благоразсмотрение и резолюцию.

К сему прошению священник Стефан Стефанов руку приложил

к сему прошению строитель церковный православный Петр Бородулин руку приложил"

Из этого следует, что после возведения каменной Знаменской церкви старая деревянная Знаменская церковь была сохранена, но ее главный престол стал в честь Иоанна Предтечи. О дальнейшей судьбе этой деревянной церкви документов не найдено.

Небезынтересно отметить, что П.Н.Бутурлин, по ходатайству и на пожертвования которого была построена ныне существующая каменная Свято-Знаменская церковь, принадлежит к древнейшему роду Бутурлиных, берущих начало "от мужа чесно по имени Ратша", потомок которого служил Александру Невскому. Один из потомков Ратши, Иван Андреевич, имел прозвище "Бутурля" от которого и пошли Бутурлины. Из рода Ратши ведут свое начало Чеботовы, Пушкины, Замыцкие, Застолбские и др. (см. "Родословная книга князей и дворян Российских и выезжих...", которая известна под именем "Бархатной книги". тр. II, М., изд. Новикова, 1787 г.; С.Б.Веселовский, Указ. соч. с. 39-45)

К 1897 году Свято-Знаменская церковь имела три престола: главный - в честь Знамения Пресвятой Богородицы, в трапезе теплой - во имя Св. Николая Чудотворца и во имя Св. муч. Параскевы Пятницы.
Придел Параскевы Пятницы

"Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами икона Св. мученицы Параскевы; по преданию эта икона явилась при сельце Богатищах на речке Телушке; на месте ея явления и в настоящее время находится деревянная часовня.
Причта в приходе по штату положено - священник и псаломщик. На содержание их получается из разных источников до 500 рублей в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле".

Возможно, что этот храм - один из немногих (если не единственный) в котором есть придел Параскевы Часовня, построенная на месте чудесного явления иконыПятницы. Этот придел появился в Свято-Знаменском храме после чудесного явления чудотворной иконы Параскевы Пятницы. Часовня, построенная на месте чудесного явления иконы,в настоящее время восстановлена трудами настоятеля храма отца Андрея и прихожан.
 

В 1897 г. Красновский приход состоял из с. Красное и деревень: Лужков, Ломов, Богатищ, Лукина и Иванькова, "в коих по клировым ведомостям числится 530 душ муж. пола и 639 - женского".

С 1873 г., когда была построена церковь Николая Чудотворца в д. Крутцы, до 1885 года к Знаменской церкви с. Красное был приписан и Крутцовский приход.

23 сентября 1884 года в с. Красное была открыта церковно-приходская школа.

Сохранилось традиционное церковное убранство: иконостасы, паникадила, светильники и пр.

Фрагмент иконостасаВ интерьерах церкви сохранилась настенная живопись с сюжетами Ветхого и Нового Заветов. Живопись, как тематическая так и орнаментальная, выполнена на высоком художественном уровне в середине XIX века мастерами знаменитой иконописной Палехской школы. Реставрация живописи проводилась: в 1862 году, в 1905-1906 годах, в 1973 году и 1987-1988 годах.

В 1905-1906 годах храм был реставрирован мастерами-иконописцами иконописной мастерской Ивана Ивановича Парилова в “итальянской” манере палехского фряжского стиля. При подготовке композиций фресок использовались библейские сюжеты гравюр Юлиуса Шнорра и французских художников-графиков. Таким образом, по сегодняшним меркам, Свято-Знаменский храм является уникальным памятником не только русской, но и европейской культуры.

Источники:

В.Добронравов. "Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской Епархии. Выпуск пятый, г. Владимир 1898 год.

ГАВО, ф.556, оп.3, ед.хр. 172, лл. 1,2.

"Памятники культуры". Ежегодник. 1983 г. Л., 1985 г.

на главную страницу
Hosted by uCoz